Импортозамещение

Отечественное машиностроение: проблемы и возможности

фото
«Высокий уровень кастомизации становится отличительной чертой российского оборудования», — считает Роман Саломатин, заместитель директора Российской ассоциации производителей специализированной техники и оборудования «Росспецмаш» (направление «Пищевое машиностроение»). Он делится своим видением ситуации и рассказывает о преодолении трудностей, возникающих в работе отечественных производителей пищевого и перерабатывающего оборудования.

— Глава Минпримторга Денис Мантуров в одном из своих интервью в июле этого года отметил, что «у нас никогда не было планов заместить импорт на 100%», так как это неразумно. Я так понимаю, ассоциация «Росспецмаш» также не ставит себе цели полностью избавиться от импорта машиностроительной продукции?

— Да, поскольку это просто нецелесообразно. Во-первых, в одних отраслях мы смогли добиться больших успехов, обеспечив достаточно высокую долю внутреннего производства отечественного оборудования и хорошие показатели экспорта на внешние рынки. Во-вторых, у нас остаются машиностроительные направления, где нет экономической целесообразности полностью отказываться от импорта. Например, это касается оборудования, которое закупается в очень небольших количествах: 2-3 единицы в течение нескольких лет. В-третьих, с нашей точки зрения, у потребителя — предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности — должен оставаться выбор с учетом того, что мы работаем в условиях рынка. Другое дело, что финансовые льготы в рамках мер государственной поддержки действуют только в отношении отечественного оборудования и нацелены на поддержку российского бизнеса. Очевидно, что будет
неразумно выделять государственные средства на поддержку иностранного производителя. Причем вне зависимости от того, из дружественной или недружественной страны оно поставляется. Государство должно вкладываться в собственную экономику.

— Как вы оцениваете успехи отечественных машиностроителей в области пищевого оборудования?

— В целом за последние пять лет отмечен существенный рост: выпуск оборудования в натуральном и денежном выражении увеличился в несколько раз благодаря, например, мерам государственной поддержки, реализуемым правительством и Минпромторгом. За 2016-2021 годы производство машин и оборудования для пищевой промышленности в России выросло в 2,5 раза (с 35,2 млрд рублей до 88,0 млрд рублей), при этом объем поставок оборудования на экспорт увеличился в 5 раз (с 3,7 млрд рублей до 18,3 млрд рублей)
Если рассматривать прошедший период текущего года, то и на этом отрезке наблюдался рост в стоимостном выражении, хотя не такой динамичный, как хотелось бы. Но одновременно отмечается снижение количественных показателей реализуемого оборудования, что обуславливается превалированием продаж высокопроизводительных машин. Из-за санкций и отказа отдельных зарубежных компаний поставлять оборудование в Россию, в этот сегмент рынка начали проникать отечественные производители.

Текущий год выдался неустойчивым, особенно в самом начале, когда формировался накопленный отложенный спрос, предприниматели присматривались к колебания валютного курса и зачастую занимали выжидательную позицию, отказываясь от новых инвестиций. Однако весной-летом картина начала меняться, и, по отзывам членов ассоциации, ситуация постепенно стабилизировалась. Сейчас, конечно, трудно прогнозировать дальнейшее ее развитие до конца года. Особенно с учетом частичной мобилизации, которая может обострить кадровый вопрос в машиностроительной отрасли со всеми вытекающими отсюда последствиями. Тем не менее, мы надеемся, что все будет складываться в целом удачно или, по крайней мере, ситуация не ухудшится.

— В каких сегментах рынка технологического оборудования сейчас все-таки остается слишком высокая зависимость от импорта?

— Есть такие сегменты, где изначально отсутствовали отечественные альтернативы импортному оборудованию, что было вызвано переносом в Россию всей
производственной технологии целиком. Например, производство детского питания практически на 100% базируется на импортном оборудовании. Высокая степень зависимости от импорта традиционно остается в производстве чая и кофе, хотя сейчас появляются некоторые предложения по отечественным компонентам оборудования, правда, их доля на рынке пока невелика. Кроме того, появляются отечественные компании, специализирующиеся, например, на обжарке кофе в зернах, и вот они уже начинают интересоваться и создавать условия для развития соответствующего машиностроительного сегмента.

— Каковы основные проблемы в развитии отечественного машиностроения?

— Сегодня производители стараются выбирать оборудование с учетом экономической целесообразности: не самое дорогое и не самое дешевое — главное, чтобы обеспечивало необходимый уровень качества на выходе, а происхождение машины — вторично. Усиление рубля в данном случае усугубляет ситуацию, потому что стоимость оборудования в рублевом выражении заметно снизилась, а заградительные таможенные барьеры отсутствуют. Еще одна проблема заключается в диспаритете таможенных ставок на импорт оборудования и запчастей, когда нулевые ставки действуют для некоторых видов оборудования, а комплектующие импортируются по ставке до 15%. В итоге отечественное оборудование по стоимости начинает проигрывать импортному. Неудивительно, что несмотря на жесткое санкционное давление поставки импортного оборудования продолжаются, пускай и в меньших объемах.

Другой острой проблемой для отечественных производителей является высокая зависимость от импортных комплектующих. Особенно это наглядно проявляется в части электронных компонентов: контроллеров, датчиков, автоматической и управляющей аппаратуры, которые десятилетиями производятся и разрабатываются мировыми гигантами. Отечественные машиностроители для облегчения интеграции своего оборудования в существующие производственные системы и для обеспечения лучшей агрегатной взаимозаменяемости с аналогами отдают предпочтение наиболее распространенным контроллерам и блокам управления от мировых лидеров в этой области. Конечно, электронные и управляющие компоненты также производят в России, и они широко используются в некоторых видах отечественного оборудования. Более того, по некоторым видам машиностроительной продукции нам удается поддерживать отечественную компонентную базу на высоком уровне. Но по мере увеличения производительности машин зависимость от иностранных компонентов резко увеличивается. И тут начинают возникать проблемы на пустом месте: крупные иностранные производители комплектующих зачастую дискриминируют российских машиностроителей, отказывая тем в поставке востребованных электронных компонентов. Это, конечно, неприятно, но подобные проблемы решаемы — в одних случаях заказы на аналогичные компоненты размещаются в странах ЮВА, либо инициируется их производство в России. Правда, последний вариант не предусматривает быстрого решения проблемы, поскольку требуется время на разработку и освоение производства. В любом случае, подобные проблемы сегодня находят свое решение, и мы в этом активно участвуем. Во всяком случае, нам еще не приходилось сталкиваться с ситуациями, когда производство отечественного оборудования прекращалось из-за проблем с закупкой иностранных комплектующих.

И общие для всех проблемы: усложнение логистики, дефицит промышленного
сырья, расходных материалов. Кроме того, многие солидарны в оценке текущего спроса на оборудование: потребление падает.

— А что касается финансирования, заемных средств?

— За все прошедшие годы наши машиностроительные предприятия научились выживать и обходиться малым. Поэтому нехватка финансовых ресурсов для них не является экзистенциальной проблемой. Все привыкли рассчитывать только на себя, главное — чтобы были стабильные заказы на оборудование. А вот с этим сейчас возникают очевидные сложности при текущем курсе рубля и давлении со стороны импорта. К сожалению, спрос на оборудование сейчас невысок. И вот это для всех главная проблема.

— Помнится, была такая мера по компенсации 15-процентной скидки на оборудование, которая оказалась сколь успешной, столь и краткосрочной… Некоторые бизнесмены жаловались, что бюджетные средства закончились слишком рано, но машиностроители продолжали продавать продукцию со скидкой уже без перспективы получить компенсацию за нее.

— Да, действительно, эта мера в свое время оказалась очень своевременной и эффективной. Причем она действует до сих пор, только изменился механизм субсидирования. Теперь предприятия-производители при подаче заявки бронируют за собой определенную сумму, на которую они собираются продать оборудование, и за ними закрепляется соответствующая сумма компенсации по результатам работы. На основании заявок и формируется окончательно годовой бюджет для данной программы поддержки машиностроителей. Могу сказать, что практически полностью все обязательства по недополученной в 2019 году субсидии Минпромторгом были выполнены в 2020 году в рамках 823-го постановления.

Мы со своей стороны всегда помогали в решении возникающих проблем и никогда не отказывали нашим партнерам в содействии с получением субсидий, либо по другим мерам поддержки. В этом нам оказывали всестороннюю поддержку коллеги по Государственной Думе и Правительству РФ. На данный момент механизмы получения субсидии отлажены, все зависит лишь от правильности действий самих производителей оборудования при оформлении заявок и возможных непредвиденных обстоятельств.

— То есть вы располагаете действенными механизмами для преодоления
возможных бюрократических препон при реализации мер поддержки?

— Ассоциация, как представитель производителей специализированной техники, находится в постоянном взаимодействии с Минпромторгом. Министерство слышит нас, мы реагируем на их запросы. Потому что мы в равной степени заинтересованы в том, чтобы отечественное машиностроение развивалось. И сегодня любое предприятие, удовлетворяющее требованиям, изложенным в постановлении, может принять участие в этой программе и получить компенсацию по итогам работы.

— В разговорах с представителями отечественных машиностроительных компаний часто озвучивались проблемы, связанные со сложностью получения статуса отечественного производителя. Особенно это касается производителей контроллеров и систем управления, в которых, как известно, очень много импортных компонентов. Вы помогаете в решении этого вопроса?

— Мы бы и рады, но, к сожалению, не удается упростить механизм получения такого статуса. Экспертиза по вынесению решений относительно статуса «Сделано в России» делегирована торгово-промышленным палатам региональных уровней, где порой задействованные эксперты чрезвычайно строго подходят к вынесению заключений по статусу производимой продукции. Во многих случаях мы не имеем возможности повлиять на решения экспертов — они автономны в своих решениях, поскольку несут персональную ответственность за выданные заключения. В отдельных случаях нам
удается убедить эксперта региональной ТПП, что наш партнер заслуживает доверия и, тем самым, ускорить процесс, но чаще мы никак не можем повлиять на процесс экспертизы.

На уровне Минпроторга все решения принимаются быстро, и задержек не бывает. Есть еще нюансы в изложении требований к «отечественной продукции» из Постановления № 719, поскольку в то время, когда они формулировались, несколько переоценивались темпы развития отечественной промышленности и возможности по импортозамещению компонентной базы отечественного оборудования. Упростить требования сможет только новая редакция Постановления, но ее нет. Поэтому приходится работать с тем, что есть сейчас. Вместе с тем, необходимо предупредить образование законодательных лазеек для недобросовестных предпринимателей, которые могут закупать готовое импортное оборудование, разбирать его, а затем ввозить в Россию и заново собирать под видом российского. Поэтому сейчас мы с коллегами ищем варианты урегулирования негативных моментов, чтобы постараться сгладить «острые углы» в требованиях, но работа эта пока продвигается не очень быстро.

— В чем вы видите преимущества отечественного оборудования по сравнению с импортируемой продукцией?

— Главное преимущество заключается в разумном соотношении стоимости и качества оборудования. Наши машиностроители при разработке оборудования исходят именно из текущих потребностей своих заказчиков и производят оборудование именно под конкретные
потребности своего клиента. Европейские машиностроительные предприятия в условиях жесткой конкуренции закладывают в свое оборудование избыточный функционал, чтобы не создавать отдельные модели машин под каждое из множества специфических требований заказчиков. Это преподносится в качестве явного конкурентного преимущества, когда при разработке оборудования учитываются сразу все пожелания клиентов, что, конечно же, обуславливает высокую итоговую стоимость импортного оборудования. Как показывает практика, европейским производителям не интересны запросы на дополнительную кастомизацию машины. Российские машиностроители, наоборот, с большой готовностью откликаются на такие запросы и берутся за решение нестандартных задач: например, когда
нужно произвести оборудование с учетом специфических ограничений в планировке производственного помещения. Поэтому высокий уровень кастомизации становится отличительной чертой российского оборудования, что только положительно сказывается на имидже и объемах продаж продукции отечественного машиностроения.

Важно отметить, что все чаще проекты на поставку отечественного оборудования предусматривают не просто поставку единичных машин, а комплексные решения «под ключ». Нам отрадно фиксировать сам факт, что российские производители и члены нашей ассоциации уже способны браться за столь масштабные проекты. Крупные комплексные проекты уже есть на счету таких компаний, как «Русская Трапеза», «Таурас Феникс», «Шебекинский машиностроительный завод» и др.

Одним словом, отечественные машиностроители сейчас работают и не жалуются. На недавнем нашем мероприятии мне довелось пообщаться со многими членами нашей ассоциации. В основном все смотрят вперед оптимистично, озвучивая примерно одинаковые тезисы: «Мы многое прошли, кризисы нас закалили, со всем справимся». Мы со своей стороны тоже надеемся, что все будет хорошо, пищевые производства продолжат работать и приобретать новое оборудование, в том числе, и отечественное.

— Тогда мне остается вам пожелать успехов в поддержке отечественных производителей пищевого оборудования и поблагодарить за интервью.

— Спасибо.

 

Беседовал Евгений Дряхлов