Предпосылки гигантомании
Бурное развитие китайской экономики привело к росту уровня жизни и покупательной способности населения. Коммунистическая партия Китая в канун очередной пятилетки ставит новые цели по повышению внутреннего спроса, в том числе на мясо. Китайские производители уверенно движутся в этом направлении, тем не менее им пока не под силу полностью обеспечить растущие потребности китайцев в свинине, говядине, птице и баранине. Поэтому мясная индустрия страны сохраняет положительный потенциал для роста и развития, что привлекает в отрасль новые серьезные инвестиции.
Вместе с тем курс на урбанизацию и повышение уровня жизни населения сельских территорий привел к интенсивному строительству дорог, транспортных хабов, огромных складских комплексов, жилых микрорайонов и, конечно же, предприятий. В итоге, в настоящее время Китай не располагает столь обширными неосвоенными землями, чтобы и дальше беспроблемно увеличивать производство мяса за счет привычного экстенсивного развития аграрного сектора.
Китайские инвесторы столкнулись с серьезными вызовами сразу в нескольких направлениях: дефицит свободных сельхозплощадей, давление климатической повестки, обострение эпизоотической обстановки в стране. Все три обстоятельства послужили предпосылками для широкого распространения многоэтажных свиноводческих комплексов в КНР. А вспышка АЧС в 2018-2019 гг. лишь ускорила реализацию многих из таких проектов. Тогда за два года в стране было кремировано порядка 200 млн свиней.
Кстати, двух-, трехэтажные фермы в разное время пробовали строить и в Европе, где также наметилась острая нехватка сельскохозяйственных площадей. Однако там многоуровневые фермы большого распространения не получили, поскольку во многих случаях не удавалось обеспечить высокой эффективности производства, чтобы окупить заметно
более дорогостоящий проект. Также общественность и экологические организации ЕС не слишком жалуют крупные аграрные комплексы интенсивного животноводства. По тем или иным причинам существенная часть из подобных мегаферм была остановлена (особенно в период роста цен на газ).
Однако в Китае многоуровневые фермы в прошлом десятилетии начали расти, как грибы после дождя. Так, по данным, озвученным на одном из экономических форумов в Циндао, в 2021 году в Поднебесной было зафиксировано 1 832 многоэтажные фермы, построенные в 24 провинциях. Суммарные инвестиции в их строительство достигли 16 млрд долларов.
Грандиозные примеры
Самым крупным объектом по сей день остается свиноводческий комплекс Muyuan Meat and Food Industry в провинции Хэнань. На площади в 180 га расположен 21 шестиэтажный производственный корпус. Проектной мощностью предусматривается размещение 105 тысяч свиноматок, что ежегодно обеспечивает производство до 2,2 млн поросят. Здесь же заработает бойня, способная переработать весь выращенный объем свиней. Собственный комбикормовый завод на территории рассчитан на производство 720 тыс. тонн кормов. Обслуживанием комплекса займутся порядка 5 тысяч человек.
Другим примером агроиндустриаль-ного колосса является свинокомплекс Hubei Zhongxin Kaiwei Modern Farming, состоящий из двух корпусов по 26 этажей каждый. Это уже заявка на самый высокий в мире свинарник. Грандиозный комплекс размещается на южной окраине города Эчжоу китайской провинции Хубэй. Первый из двух корпусов был запущен в эксплуатацию сравнительно недавно: в октябре прошлого года. Второй примет первую партию свиноматок в этом году. Проектная мощность составляет от 600 тыс. до 1,2 млн поросят ежегодно. Общая площадь достигает 800 тыс. квадратных метров. Инвестиции в свинокомплекс составили 575 млн долларов.
Показательно, что компания-владелец является новичком в свиноводстве, поскольку до постройки комплекса-гиганта специализировалась на производстве цемента (рядом находится цементный завод). Кризис в строительной отрасли вынудил инвесторов обратить пристальное внимание на перспективный аграрный сектор.
Меры безопасности
Все проекты многоэтажных ферм, несмотря на разницу в этажности и количестве корпусов, объединяют единые подходы к обеспечению максимально строгих мер биобезопасности.
Излишне, наверное, упоминать, что проносить любую еду на территорию предприятия строго запрещается. Более того, работа осуществляется вахтовым методом: рабочие живут на закрытой территории свинокомплекса в общежитиях с полной инфраструктурой (прачечные, магазины, столовые, спортивные залы, теннисные корты и т. д.). Подобные вахты могут длиться несколько месяцев.
Допуск на территорию предприятия осуществляется через последовательность зон контроля: предварительного карантина и зон безопасности (раздевалка — душевая — раздевалка с чистой спецодеждой — дезинфекция). Изначально привлеченные к работе сотрудники комплекса заходят через карантинную зону, где они регистрируются и проходят предварительный процесс индивидуальной дезинфекции, включая руки, обувь, одежду, личные вещи. Образцы биопроб людей и вещей отправляются на анализ, до окончания которого сотрудники находятся в соответствующей карантинной зоне. Только при отсутствии положительных результатов работники допускаются во вторую санитарную зону, где находятся под наблюдением и контролем еще в течение двух дней. Лишь после этого они получают возможность пройти на рабочие места. В противном случае они не допускаются на производство и остаются на карантине. Причем любой из сотрудников в случае, если он пробыл какое-то время за пределами комплекса (отгул, отпуск, больничный), будет обязан пройти этот процесс заново.
Каждый этаж административно и инфраструктурно изолирован от других производственных уровней. Персонал свинокомплекса не имеет возможности перемещаться между уровнями: каждый специалист закреплен за определенным этажом. Электронная система разграничения доступа предотвращает несанкционированные перемещения относительно этажей.
На каждом уровне комплекса посредством централизованной системы автоматизированного управления поддерживается необходимый микроклимат, осуществляется вентилирование воздуха, освещение, мониторинг содержания кислорода/двуокиси углерода/метана в воздухе. Инженерная инфраструктура на первых этажах поддерживает режим изоляции одного производственного этажа от другого. Рециркуляция атмосферы на этаже обеспечивается независимыми вентиляционными контурами. Отработанный воздух удаляется из помещений ярусов посредством независимых трубопроводов, после чего проходит через многоступенчатые фильтры очистки и через трубы удаляется наружу.
Подача корма и воды осуществляется тоже централизованно, посредством автоматизированных диспенсеров корма и дозаторов воды: на каждом уроне может размещаться свыше тысячи подобных станций.
Для технологического перемещения свиней между этажами предусмотрено сразу несколько грузовых лифтов большого объема. Первоначально материнское стадо заселяется на самый верхний этаж, в зону карантина, после чего распределяется по соответствующим производственным этажам посредством лифтов. Падшие животные извлекаются с уровней посредством опять же независимых гравитационных трубопроводов, ведущих в отделение кремации.
Для снижения эксплуатационных затрат продукты жизнедеятельности животных обязательно утилизируются, вода рециркулируется и очищается до качества питьевой. Отходы перерабатываются в биогаз, который затем сжигается в электрогенераторах и бойлерах для обогрева помещений.
И, наконец, для минимизации транспортировки свиней между различными производствами многоэтажные свинокомплексы, как правило, располагают инфраструктурой полного цикла, включая производство кормов, выращивание, убой и холодильные склады.Это связано с тем, что транспортировка скота является одним из главных источников переноса инфекций между предприятиями. По этой причине зачастую даже для перемещения внутри территории комплекса предусматривается использование автоматизированного/роботизированного транспорта, чтобы еще больше увеличить контроль и уменьшить вовлеченность человека в процесс.
Интересно, что к созданию многих подобных комплексов китайцы привлекали датские и голландские инжиниринговые компании для проектирования инженерных систем, что позволило европейцам хорошо заработать. Кроме того, столь масштабные проекты ознаменовались поставками определенной доли европейского оборудования, что по нынешним временам не такое уж и частое явление для Китая. Однако здесь нужно понимать, что европейский опыт до этого времени ограничивался более простыми сооружениями в 2-3 этажа, и проекты китайских масштабов для них самих являются школой. Поэтому с большой долей вероятности можно предсказать, что в скором времени китайские проектные фирмы будут смело браться за разработку гигантских аграрных комплексов, уже вполне обходясь без европейской экспертизы и уж, тем более, импортного оборудования.
Ложка дегтя
Вместе с тем многие международные эксперты видят и очевидные проблемы, которые могут подстерегать владельцев многоэтажных комплексов.
Конечно, организация многоуровневой системы биобезопасности и принцип изоляции производственных зон внутри таких «колоссов» способствует снижению рисков проникновения инфекций во внутренние помещения свинокомплексов и между различными уровнями. Тем не менее стоит только инфекции попасть внутрь, уже ничто не поможет ее локализовать и не дать ей распространиться на всех животных. Таким образом, при локальной вспышке АЧС под угрозой ликвидации оказывается все стадо из нескольких сотен тысяч свиней.
Кроме того, специалисты по гуманному содержанию животных высказывают сомнение в отношении возможности поддерживать хороший иммунитет у свиней, которые все время находятся в стесненных условиях бетонной коробки, что, вероятно, негативно влияет на их эмоциональный фон. Правда, другие условия содержания свиней априори невозможны, когда сельскохозяйственные площади ограничены.
У части западных экспертов сомнение вызывает и продуктивность функционирования подобных комплексов, особенно в условиях невысоких цен на свинину. Очевидно, что эффективность многоуровневых комплексов должна быть настолько же выше, насколько дороже обходится их строительство. Чем больше количество животных, тем больше затраты. По некоторым китайским источникам, лишь 35% из построенных в стране макроживотноводческих ферм реально работает. Правда, для Поднебесной города-призраки не редкость: бизнесмены в этой стране чрезвычайно активны в плане инвестиций, заставляя деньги все время работать, иногда в ущерб собственному благосостоянию.
Другой проблемой является экология, что досадно с учетом того, что в качестве одного из преимуществ многоэтажного животноводства называется как раз экологичность. Во-первых, подобные комплексы интенсивного свиноводства вызывают серьезные опасения у населения по соседству, какие бы совершенные системы каталитической нейтрализации ни заявлялись инвестором проекта. Во-вторых, куда большую проблему несет репутационный аспект, связанный с интенсивным животноводством, который противоречит принципам устойчивости и ставит под сомнение приверженность Пекина Парижскому соглашению по климату. Правда, в свете всего происходящего сегодня в мире, вряд ли кто-то на это осмелится обратить серьезное внимание (особенно, когда в Европе вновь стали топить каменным углем).
Мнения экспертов, конечно, следует принимать во внимание, однако только время способно показать, насколько эффективны многоэтажные свинокомплексы в нынешних нестабильных экономических условиях. Определенно, мониторинг китайского передового опыта будет полезен отечественным топ-менеджерам и инвесторам, работающим в российской свиноводческой отрасли. Всегда лучше учиться на чужих ошибках, чем терять собственные деньги.